Здоровый образ жизни!
ПОЛОЖЕНИЕ О ЦЕНТРЕ СОДЕЙСТВИЯ 3ДОРОВЬЮ В МОУ ООШ № 6
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 В целях организации деятельности педагогических сотрудников школы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, развитию культуры здорового образа жизни всех участников образовательного процесса, созданию оптимального материально-технического и научно-методического обеспечения и координации деятельности всех специалистов и служб школы, наиболее тесно занимающихся здоровьем учащихся, создан центр содействия здоровью.
1.2 Состав центра: заместитель директора по УВР, курирующий вопросы здоровьесбережения в школе, психологи, специалисты – медицинские работники, социальный педагог, преподаватель физической культуры
1.3 Центр содействия здоровью является координационным органом, обеспечивающим взаимосвязь всех участников образовательного процесса, разрабатывающим и оформляющим необходимую документацию, направленную на создание оптимальных условий для сохранения и развития здоровья учащихся и сотрудников школы.
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЦЕНТРА
2.1 Цель Центра содействия здоровью:
Обеспечение оптимизации образовательного процесса, определяющего здоровье как цель, объект и результат деятельности школы, гарантирующего оптимальные условия физического и психического становления обучающихся и сотрудников образовательного учреждения.
2.2 Задачи Центра содействия здоровью:
2.2.1 Разработка системы психолого-медико-педагогического мониторинга состояния здоровья, физического и психического развития школьников.
2.2.2 Создание системы коррекции физического, психологического, социального и нравственного развития обучающихся с использованием комплекса оздоровительных и медицинских мероприятий без отрыва от учебного процесса.
2.2.3 Отслеживание организации учебно-воспитательного процесса (УВП) с учетом его психологического и физиологического воздействия на организм учащихся и соблюдение санитарно-гигиенических норм организации УВП, нормирование учебной нагрузки и профилактики утомления учащихся.
2.2.4 Разработка технологии психолого-медико-педагогического сопровождения сотрудников и учащихся в образовательном процессе.
2.2.5 Организация работы по повышению профессиональной компетентности педагогов по реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
2.2.6 Информационное обеспечение всех участников образовательного процесса (учителей, учащихся и их родителей) по вопросам здоровья и здорового образа жизни.
2.2.7 Активизация участия семьи в решении вопросов охраны и укрепления здоровья детей.
2.2.8 Обеспечение условий для практической реализации принципов здоровьесбережения в учебно-воспитательном процессе.
2.2.9 Организация научно-методической работы, направленной на профессиональный рост педагогов через проведение практических занятий, тематических встреч, самообразование и т. п. по решению задач сохранения и развития здоровья учащихся, формирования здорового образа жизни коллектива школы, культуры физического, психического и социального здоровья участников образовательного процесса.
III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА
3.1 Основой деятельности Центра является создание образовательной среды, ориентированной на сохранение и укрепление физического, социального, психологического, нравственного здоровья. Работа Центра осуществляется в рамках Закона РФ «Об образовании», Устава школы, рекомендаций Департамента образования Ивановской области и Отдела образования администрации городского округа Вичуга в соответствии с целями и задачами школы.
Руководителем Центра является заместитель директора по УВР, курирующий вопросы здоровьесбережения в школе, который участвует в еженедельных производственных совещаниях административного совета школы.
3.2 Основные направления Центра содействия здоровью представлены следующими блоками:
3.2.1 Организационный блок, отвечающий за координацию работы школы по вопросам охраны и укрепления здоровья учащихся и сотрудников школы, а также информационную работу, пропаганду и просвещение в области здорового образа жизни среди учителей, учащихся и их родителей;
3.2.2 Медико-логопедический блок, планирующий проведение индивидуальных и коллективных мероприятий, направленных на укрепление здоровья школьников и учителей, обеспечивающий становление системы профилактики и коррекции нарушений соматического здоровья с использованием комплекса оздоровительных и медицинских мероприятий без отрыва от учебного процесса;
3.2.3 Социально-психологический блок, реализующий программу комплексной диагностики, профилактики и коррекции социальной и психологической сфер личности обучающихся и сотрудников школы, развитие системы психолого-педагогической поддержки субъектов образовательного процесса;
3.2.4 Оздоровительный блок, обеспечивающий формирование здорового жизненного стиля, активной жизненной позиции и устойчивой мотивации на здоровье у сотрудников школы, учеников и их родителей, а также создание системы мониторинга здоровья учащихся на основе комплексных психолого-медико-педагогических исследований;
3.2.5 Педагогический блок, реализующий внедрение здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания, участие сотрудников психолого-медико-педагогической службы школы (ПМПС) в педагогических советах и оперативных совещаниях;
3.2.6 Родительский блок, практикующий проведение родительских встреч с участием специалистов ПМПС, индивидуальные и групповые методы работы с родителями учащихся, стимулирующий повышение внимания родителей школьников к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.
IV.ПРАВА СОТРУДНИКОВ ЦЕНТРА
4.1 Сотрудники центра (далее именуемые как Центр) являются полноправными участниками коллегиального органа управления образовательным процессом в школе. Они имеют право разрабатывать и вносить предложения, готовить проекты решений, определяющих их направление работы, отражать работу Центра содействия здоровью в годовом планировании работы школы.
4.2 Центр имеет право анализировать и оценивать результаты здоровьесберегающей деятельности педагогов, поощрять педагогов за успешное решение задач укрепления и коррекции здоровья учащихся, создание благоприятных условий образовательной среды.
4.3 Центр, опираясь на анализ результативности педагогического процесса, имеет право вносить коррективы, вырабатывать рекомендации по грамотной организации учебно-воспитательного процесса, по внедрению методик преподавания учебных дисциплин, которые должны строиться на здоровьесберегающих технологиях.
V. ОБЯЗАННОСТИ СОТРУДНИКОВ ЦЕНТРА
5. 1 Добросовестно и своевременно выполнять свои функциональные обязанности.
5.2 Вести в установленном порядке документацию и отчетность, знать нормативные документы.
5.3 Принимать участие и активно работать на заседаниях коллектива и педагогических советах, проявлять инициативу и ответственность в решении педагогических и управленческих задач.
5.4 Уделять внимание саморазвитию и повышению профессиональной компетентности, владеть основами самоанализа.
5.5 Осуществлять практическую и творческую работу как в области экологии человека и здоровьесбережения, так и в других областях деятельности, основываясь на их оценке как факторов и условий здорового образа жизни.
5.6 Вносить предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения образовательного процесса, доводить до сведения руководства обо всех недостатках в обеспечении образовательного процесса, снижающих жизнедеятельность и работоспособность организма обучающихся.
VI. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА
6.1 Текущая деятельность Центра определяется общим планом работы школы и является предметом обсуждения на заседаниях сотрудников центра. На заседаниях центра обсуждаются результаты систематического контроля и оценивается результативность каждого сотрудника, все заседания протоколируются, выполнение решений контролируется.
6.2 Все сотрудники Центра выполняют определенный коллегиально согласованный с руководителем Центра и утвержденный директором школы функционал по управлению процессом здоровьесбережения одной из ступеней обучения учащихся (начальная школа, основная школа), выносят на обсуждение актуальные вопросы.
6.3 План работы Центра составляется на начало учебного года и утверждается директором школы.
6.4 В течение учебного года проводятся тематические встречи для педагогических сотрудников по проблемам здоровья, здорового образа жизни, актуальным здоровьеразвивающим и общеоздоровительным технологиям.
6.5 Руководитель Центра контролирует ведение следующей документации: План работы Центра с определением нагрузки сотрудников; План внутришкольного контроля за деятельностью центра и подчиняющихся ему служб школы. Протоколы производственных совещаний, педагогических советов; Программы и план тематических встреч для педагогических сотрудников, консультаций для родителей, материалы их проведения; Адаптированные и авторские разработки и программы оздоровления; Отчет о проделанной работе; Анализ по внутришкольному контролю за деятельностью центра и подчиняющихся ему служб школы.
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 В целях организации деятельности педагогических сотрудников школы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, развитию культуры здорового образа жизни всех участников образовательного процесса, созданию оптимального материально-технического и научно-методического обеспечения и координации деятельности всех специалистов и служб школы, наиболее тесно занимающихся здоровьем учащихся, создан центр содействия здоровью.
1.2 Состав центра: заместитель директора по УВР, курирующий вопросы здоровьесбережения в школе, психологи, специалисты – медицинские работники, социальный педагог, преподаватель физической культуры
1.3 Центр содействия здоровью является координационным органом, обеспечивающим взаимосвязь всех участников образовательного процесса, разрабатывающим и оформляющим необходимую документацию, направленную на создание оптимальных условий для сохранения и развития здоровья учащихся и сотрудников школы.
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЦЕНТРА
2.1 Цель Центра содействия здоровью:
Обеспечение оптимизации образовательного процесса, определяющего здоровье как цель, объект и результат деятельности школы, гарантирующего оптимальные условия физического и психического становления обучающихся и сотрудников образовательного учреждения.
2.2 Задачи Центра содействия здоровью:
2.2.1 Разработка системы психолого-медико-педагогического мониторинга состояния здоровья, физического и психического развития школьников.
2.2.2 Создание системы коррекции физического, психологического, социального и нравственного развития обучающихся с использованием комплекса оздоровительных и медицинских мероприятий без отрыва от учебного процесса.
2.2.3 Отслеживание организации учебно-воспитательного процесса (УВП) с учетом его психологического и физиологического воздействия на организм учащихся и соблюдение санитарно-гигиенических норм организации УВП, нормирование учебной нагрузки и профилактики утомления учащихся.
2.2.4 Разработка технологии психолого-медико-педагогического сопровождения сотрудников и учащихся в образовательном процессе.
2.2.5 Организация работы по повышению профессиональной компетентности педагогов по реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
2.2.6 Информационное обеспечение всех участников образовательного процесса (учителей, учащихся и их родителей) по вопросам здоровья и здорового образа жизни.
2.2.7 Активизация участия семьи в решении вопросов охраны и укрепления здоровья детей.
2.2.8 Обеспечение условий для практической реализации принципов здоровьесбережения в учебно-воспитательном процессе.
2.2.9 Организация научно-методической работы, направленной на профессиональный рост педагогов через проведение практических занятий, тематических встреч, самообразование и т. п. по решению задач сохранения и развития здоровья учащихся, формирования здорового образа жизни коллектива школы, культуры физического, психического и социального здоровья участников образовательного процесса.
III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА
3.1 Основой деятельности Центра является создание образовательной среды, ориентированной на сохранение и укрепление физического, социального, психологического, нравственного здоровья. Работа Центра осуществляется в рамках Закона РФ «Об образовании», Устава школы, рекомендаций Департамента образования Ивановской области и Отдела образования администрации городского округа Вичуга в соответствии с целями и задачами школы.
Руководителем Центра является заместитель директора по УВР, курирующий вопросы здоровьесбережения в школе, который участвует в еженедельных производственных совещаниях административного совета школы.
3.2 Основные направления Центра содействия здоровью представлены следующими блоками:
3.2.1 Организационный блок, отвечающий за координацию работы школы по вопросам охраны и укрепления здоровья учащихся и сотрудников школы, а также информационную работу, пропаганду и просвещение в области здорового образа жизни среди учителей, учащихся и их родителей;
3.2.2 Медико-логопедический блок, планирующий проведение индивидуальных и коллективных мероприятий, направленных на укрепление здоровья школьников и учителей, обеспечивающий становление системы профилактики и коррекции нарушений соматического здоровья с использованием комплекса оздоровительных и медицинских мероприятий без отрыва от учебного процесса;
3.2.3 Социально-психологический блок, реализующий программу комплексной диагностики, профилактики и коррекции социальной и психологической сфер личности обучающихся и сотрудников школы, развитие системы психолого-педагогической поддержки субъектов образовательного процесса;
3.2.4 Оздоровительный блок, обеспечивающий формирование здорового жизненного стиля, активной жизненной позиции и устойчивой мотивации на здоровье у сотрудников школы, учеников и их родителей, а также создание системы мониторинга здоровья учащихся на основе комплексных психолого-медико-педагогических исследований;
3.2.5 Педагогический блок, реализующий внедрение здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания, участие сотрудников психолого-медико-педагогической службы школы (ПМПС) в педагогических советах и оперативных совещаниях;
3.2.6 Родительский блок, практикующий проведение родительских встреч с участием специалистов ПМПС, индивидуальные и групповые методы работы с родителями учащихся, стимулирующий повышение внимания родителей школьников к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.
IV.ПРАВА СОТРУДНИКОВ ЦЕНТРА
4.1 Сотрудники центра (далее именуемые как Центр) являются полноправными участниками коллегиального органа управления образовательным процессом в школе. Они имеют право разрабатывать и вносить предложения, готовить проекты решений, определяющих их направление работы, отражать работу Центра содействия здоровью в годовом планировании работы школы.
4.2 Центр имеет право анализировать и оценивать результаты здоровьесберегающей деятельности педагогов, поощрять педагогов за успешное решение задач укрепления и коррекции здоровья учащихся, создание благоприятных условий образовательной среды.
4.3 Центр, опираясь на анализ результативности педагогического процесса, имеет право вносить коррективы, вырабатывать рекомендации по грамотной организации учебно-воспитательного процесса, по внедрению методик преподавания учебных дисциплин, которые должны строиться на здоровьесберегающих технологиях.
V. ОБЯЗАННОСТИ СОТРУДНИКОВ ЦЕНТРА
5. 1 Добросовестно и своевременно выполнять свои функциональные обязанности.
5.2 Вести в установленном порядке документацию и отчетность, знать нормативные документы.
5.3 Принимать участие и активно работать на заседаниях коллектива и педагогических советах, проявлять инициативу и ответственность в решении педагогических и управленческих задач.
5.4 Уделять внимание саморазвитию и повышению профессиональной компетентности, владеть основами самоанализа.
5.5 Осуществлять практическую и творческую работу как в области экологии человека и здоровьесбережения, так и в других областях деятельности, основываясь на их оценке как факторов и условий здорового образа жизни.
5.6 Вносить предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения образовательного процесса, доводить до сведения руководства обо всех недостатках в обеспечении образовательного процесса, снижающих жизнедеятельность и работоспособность организма обучающихся.
VI. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА
6.1 Текущая деятельность Центра определяется общим планом работы школы и является предметом обсуждения на заседаниях сотрудников центра. На заседаниях центра обсуждаются результаты систематического контроля и оценивается результативность каждого сотрудника, все заседания протоколируются, выполнение решений контролируется.
6.2 Все сотрудники Центра выполняют определенный коллегиально согласованный с руководителем Центра и утвержденный директором школы функционал по управлению процессом здоровьесбережения одной из ступеней обучения учащихся (начальная школа, основная школа), выносят на обсуждение актуальные вопросы.
6.3 План работы Центра составляется на начало учебного года и утверждается директором школы.
6.4 В течение учебного года проводятся тематические встречи для педагогических сотрудников по проблемам здоровья, здорового образа жизни, актуальным здоровьеразвивающим и общеоздоровительным технологиям.
6.5 Руководитель Центра контролирует ведение следующей документации: План работы Центра с определением нагрузки сотрудников; План внутришкольного контроля за деятельностью центра и подчиняющихся ему служб школы. Протоколы производственных совещаний, педагогических советов; Программы и план тематических встреч для педагогических сотрудников, консультаций для родителей, материалы их проведения; Адаптированные и авторские разработки и программы оздоровления; Отчет о проделанной работе; Анализ по внутришкольному контролю за деятельностью центра и подчиняющихся ему служб школы.
VII. СТРУКТУРА ЦЕНТРА
Структурными элементами Центра являются следующие функциональные подразделения:
1. Группа мониторинга – специалисты информационной работы, прогнозирования и моделирования состояния здоровья детей, развития с учетом образа жизни школьника (медицинская сестра школы);
2. Психолого-логопедо-медико-пеадгогическая служба (специалисты-медики, психологи, социальный педагог, учитель физической культуры);
3. Группа социально-психологической поддержки (социальный педагог, классные руководители, заместитель директора по воспитательной работе);
4. Группа педагогической поддержки – педагоги школы;
5. Вспомогательная группа – специалисты школы, занимающиеся вопросами подготовки материально-технической базы школы.
6. Административная коллегия – управленческий аспект (директор школы, заместители директора).
Структурными элементами Центра являются следующие функциональные подразделения:
1. Группа мониторинга – специалисты информационной работы, прогнозирования и моделирования состояния здоровья детей, развития с учетом образа жизни школьника (медицинская сестра школы);
2. Психолого-логопедо-медико-пеадгогическая служба (специалисты-медики, психологи, социальный педагог, учитель физической культуры);
3. Группа социально-психологической поддержки (социальный педагог, классные руководители, заместитель директора по воспитательной работе);
4. Группа педагогической поддержки – педагоги школы;
5. Вспомогательная группа – специалисты школы, занимающиеся вопросами подготовки материально-технической базы школы.
6. Административная коллегия – управленческий аспект (директор школы, заместители директора).
Программа Здоровья на 2010 – 2014г.г.
Аналитическое обоснование программы Предметом острой общественной тревоги стало отмечающееся в последнее время резкое ухудшение физического здоровья детей. Все более осознается как актуальная задача государства, общества и всех его социальных институтов необходимость преодоления имеющей место тревожной тенденции в интересах обеспечения жизнеспособности подрастающего поколения. Здоровье детей школьного возраста, как и других групп населения, зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении. Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения, включая физическое воспитание. Не остается в стороне и наша школа, поэтому особое внимание педколлектив уделяет вопросам укрепления здоровья и физического развития учащихся. В школе разработана программа «Здоровье», которая основывается на 1.Конвенцию ООН о Правах Ребенка; 2.Конституцию Российской Федерации; 3. Закон Российской Федерации «Об образовании»; 4. Национальную Доктрину образования Российской Федерации; 5. Закон РМ «Об образовании» Основные концептуальные положения Программы «Здоровье»:
Аналитическое обоснование программы Предметом острой общественной тревоги стало отмечающееся в последнее время резкое ухудшение физического здоровья детей. Все более осознается как актуальная задача государства, общества и всех его социальных институтов необходимость преодоления имеющей место тревожной тенденции в интересах обеспечения жизнеспособности подрастающего поколения. Здоровье детей школьного возраста, как и других групп населения, зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении. Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения, включая физическое воспитание. Не остается в стороне и наша школа, поэтому особое внимание педколлектив уделяет вопросам укрепления здоровья и физического развития учащихся. В школе разработана программа «Здоровье», которая основывается на 1.Конвенцию ООН о Правах Ребенка; 2.Конституцию Российской Федерации; 3. Закон Российской Федерации «Об образовании»; 4. Национальную Доктрину образования Российской Федерации; 5. Закон РМ «Об образовании» Основные концептуальные положения Программы «Здоровье»:
1. Программа призвана реализовать основные положения Декларации Прав Ребенка, направленные на защиту здоровья и получение полноценного образования.
2. Программа является подтверждением особого статуса детства как периода, не зависящего от социальных, политических, национальных, конфессиональных и других отличий.
3. Программа находится в числе приоритетных направлений деятельности органов власти, служит основой сотрудничества образования и здравоохранения, общественности, школы и родителей. Цели программы «Здоровье».
1.Формирование у школьников знаний о здоровом образе жизни и привитие навыков ответственного отношения к нему, профилактика вредных привычек.
2. Продемонстрировать многогранную природу здоровья.
3. Содействовать сохранению здоровья каждого школьника.
4. Сформировать основания для критического мышления по отношению к знаниям, навыкам и практическим действиям, направленным на сохранение здоровья.
5. Обеспечить учащихся необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.
6. Создать методические и технологические основания для моделирования различных видов деятельности, направленных на укрепление здоровья в школе, а также на изменение всего уклада школы с пользой для здоровья каждого школьника и работника школы.
7. Расширить и разнообразить взаимодействия школы, родителей и общества в контексте укрепления здоровья.
Основные задачи и содержание работы в школе по реализации программы «Здоровье»
1. Школа ставит перед собой следующие задачи: - поиск здоровьесберегающих оптимальных режимов учебно-воспитательной работы; - валеологический анализ уроков; - разработка, внедрение в практику лучшего опыта использования, совершенствование здоровьесохраняющих технологий обучения и воспитания, адекватных возможностей детей; - содействие гармоничному развитию детей путем профилактики и коррекции возможных отклонений физического состояния и здоровья на каждом возрастном этапе; - вооружение педагогов необходимыми знаниями в области здоровья; - оказание педагогам конкретной помощи в изучении физиологических возможностей организма детей, определении уровня физического развития, соответствия биологического возраста паспортному, ведение наблюдений за ростом и развитием ребенка; - пропаганда среди родителей, педагогов и детей основ здорового образа жизни.
2. В соответствии с основными задачами содержание работы школы определяется следующими направлениями: - научным, изучающим закономерности роста и развития, формирования личности ребенка с целью разработки способов, средств и методов применения валеологических знаний в условиях учреждений системы образования; - прикладным, осуществляющим научно-методическое обеспечение всего процесса обучения и воспитания. Направление предполагает подготовку кадров педагогических, ориентированных на ЗОЖ, создание учебных пособий, методических рекомендаций; - практическим (работа с детьми, родителями, педагогами ОУ в рамках программы).
3. Основными видами деятельности по программе «Здоровье» в школе являются диагностика, развитие, профилактика и коррекция, консультирование.
3.1. Диагностическая деятельность. Школа решает следующие конкретные диагностические задачи: - диагностический мониторинг физического состояния, гармоничности развития, физической подготовленности и работоспособности детей, контроль за состоянием функций опорно-двигательного аппарата и органа зрения; - диагностика готовности ребенка к поступлению в школу с выявлением степени морфофункциональной зрелости ребенка; - диагностика состояния адаптационных механизмов, предупреждение психосоматической дезадаптации; - контроль за сбалансированностью питания; - мониторинг причин, влияющих на ухудшение состояния здоровья и нарушение гармоничности физического развития.
3.2. Развивающая деятельность ориентирована на оказание помощи педагогическому коллективу в осуществлении индивидуального подхода в обучении и воспитании детей, развитии их способностей и склонностей.
3.3. Профилактическая и коррекционная деятельность определяется необходимостью формирования у педагогов и детей потребности в знаниях о здоровом образе жизни, желания использовать их в работе с ребенком, а также своевременным предупреждением и устранением возможных отклонений в состоянии здоровья и физического развития, обусловленных неумелым обучением и воспитанием. Профилактическая и коррекционная работа проводится как с отдельными детьми, педагогами, так и с их группами. В процессе профилактической и коррекционной работы осуществляются следующие конкретные мероприятия: - прием детей в первые классы, диагностика физиолого-гигиенической готовности степень биологической зрелости с целью раннего выявления возможных отклонений в состоянии здоровья; - разработка комплекса развивающих, профилактических и коррекционных упражнений для занятия с детьми. Совместно с педагогами и родителями намечает программу индивидуальной работы с целью их улучшения адаптации, высокой работоспособности и обеспечения нормального развития с учетом индивидуальной готовности ребенка к обучению на каждом переходном этапе.
3.4. Консультативная деятельность ориентирована на повышение валеологической культуры педагогов и родителей; расширение кругозора по вопросам здорового образа жизни. При осуществлении консультативной работы необходимо решать следующие задачи: - консультация педагогов, родителей по проблеме оздоровления детей. Консультации могут носить как индивидуальный, так и групповой характер; - индивидуальные и коллективные занятия с детьми по вопросам здорового образа жизни; - повышение валеологической грамотности через работу педагогического совета, методических объединений, общих и родительских собраний; - на базе библиотеки комплектация библиотечки по проблемам здоровья и здорового образа жизни.
В соответствии с этим в школе вводится следующая модель школы здоровья:
1. Образование в области здоровья. Это последовательно спланированная программа на весь школьный курс, ориентированная на физические, интеллектуальные, эмоциональные и социальные аспекты здоровья. Цель – здоровье как необходимая составляющая общей культуры.
2. Физическая воспитание (физическая культура и спорт, трудовые навыки), которое представляет собой последовательно спланированную школьную программу на весь курс обучения физическим навыкам и физической активности, пригодную для всех школьников.
3. Работа медицинского кабинета ориентирована на профилактику и раннее вмешательство, включая оказание неотложной помощи, первой помощи, умение работать с хронически больными детьми, связь с медицинскими учреждениями по месту жительства. Система питания обеспечивает детей разнообразной, вкусной и здоровой пищей, формирует и отслеживает правила питания в классах и столовой.
4. Служба здоровья школы (Центр содействия укреплению здоровья) оценивает состояние здоровья педагогического и технического персонала, уровень его компетентности по данному вопросу, готовность к системным действиям по сохранению здоровья, поддерживает работу персонала, направленную на обеспечение здоровья учащихся, создает позитивные ролевые модели.
5. Консультирование, психологическая и социальная служба включают в работу базирующиеся в школе структуры социального обеспечения.
6. Здоровая среда направлена на формирование благоприятного физического и психологического климата в школе.
7. Вовлечение родителей и общественности включает широкий круг возможностей по сохранению и улучшению здоровья школьников.
Что будет достигнуто в процессе реализации программы «Здоровье» в школе:
1. Сформировано ценностное отношение к здоровью всех участников педагогического процесса.
2. Сформирована валеологическая культура педагогов, учащихся и их родителей.
3. Внедрены новые традиции, пропагандирующие и способствующие здоровому образу жизни.
4. Отслежены параметры личностного здоровья всех участников педагогического процесса (совместно с медицинскими работниками).
5. Создана школьная модель профилактики и коррекции социальных вредностей (табакокурения, алкоголизма, токсикоманией, наркомании).
6. Создана школьная модель социально-педагогической поддержки детей «группы риска» и детей-инвалидов.
Стратегия развития школы в рамках программы «Здоровье».
Ресурсы, необходимые для развития программы:
готовность персонала, родителей, учеников к участию в программе, профессиональная компетентность учителей, ресурс власти, ресурс времени, информационные ресурсы, финансовые и материально технические.
Общие тактические задачи на первом этапе реализации программы:
1. Провести социологические исследование учащихся школы, выявить и определить реальное состояние здоровья школьников. Ответственные: мед. работники школы
2. Провести «инвентаризацию» школьных проблем, выявив существенные факторы, влияющие на здоровье. Ответственный: Басова С.А.
3. Вовлечь родителей и общественность села в реализацию программы. Ответственные: классные руководители.
4. Обеспечить образовательное пространство для осуществления программы (экскурсии с целью изучения опыта по школам – новаторам, научным и учебным центрам). Ответственный: Самсонова О.С.
Школьный совет содействия здоровью.
Школьный совет отвечает за состояние школьный среды, внедрение различных направлений УВП, содействующих здоровью, поддержание чистоты в классах, мастерских, в спортивном зале и туалетах школы. Школьный совет – это проводник интересных идей, содействующих созданию в школе атмосферы взаимоуважения и заботы. Школьный совет прилагает усилия по привлечению родителей и общественности к проблемам школьной жизни.
Члены совета: 1. Басова С.А. – заместитель директора школы поУ ВР 2. Смирнова В.Б.– учитель начальных классов 3. Ширяев В.Н. – учитель физической культуры 4. Смирнова О.А.. – директор школы. учитель биологии 5. Комаров А.Ю. – зам. директора по АХЧ 6. Белова Е.А.– председатель Управляющего совета 7. Смирнова Н.Н.– буфетчица школы 8. Фрякина Г.Н. – медсестра 9. Ученики из каждого класса по одному
Деятельность медицинского кабинета
1. Оказание своевременной и целенаправленной медицинской помощи.
2. Раннее выявление отклонений в состоянии здоровья.
3. Создание здоровой и безопасной образовательной среды (микроклимат, освещенность, мебель). 4. Повышение эффективности психологической поддержки.
В связи с данными задачами, исходя из содержания программы «Здоровье», необходимо иметь следующие показатели: - число заболеваний за год; - количество дней, пропущенных по болезни; - количество учащихся, переболевших за год ( %); - количество впервые выявленных заболеваний; - количество детей, наблюдающихся узкими специалистами; - пограничные нервно – психические состояния; - патология желудочно – кишечного тракта; - инфекционные заболевания; - травматизм; - нарушение остроты зрения; - число впервые выявленного кариеса; - физическое развитие; - масса тела; - осанка; - риск формирования зависимости (случаи употребления наркотиков, алкоголя, курение); - получение социальной помощи. Данные показатели дают возможность объективно оценивать состояние здоровья учащихся в динамике и могут быть использованы в качестве медицинских критериев эффективности различных образовательных программ, направленных на укрепление здоровья. Примечание: из общего количества учащихся школы необходимы данные на каждый класс отдельно.
Образование в области физического воспитания. Дети по уровню здоровья и физической подготовленности подразделяются на три медицинские группы – основную, подготовительную и специальную. На основе учета возраста, показателей физической подготовленности, степени заболевания ежегодно к началу учебного года формировать специальные медицинские группы учащихся. Занятия проводить с учетом рекомендаций МРИО (методическое пособие «Занятия с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе»). Соблюдать санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к урокам физкультуры, трудового обучения, (проветриваемые чистые помещения, специальная форма, определенные нормами физические нагрузки). Соблюдать динамические паузы на всех уроках в 1-4 классах.
Профилактика заболеваний через здоровое питание. Деятельность по улучшению питания школьников должна предполагать два аспекта: питание ребенка в школе и контроль за полноценностью питания в семьях учеников. Для решения данной проблемы необходимо:
1. Не нарушая финансовой сметы, оптимизировать рацион питания исходя из возможностей школы (овощи с пришкольного участка).
2. Добиваться витаминизации рациона питания в период с марта по май (соки, фрукты).
3. Выдерживать режим питания школьников, учитывая их возрастные особенности.
4. Медицинской сестре, ответственному за питание, компетентной общественности контролировать процесс приготовления пищи.
5. Минимальными ресурсами при идеальной чистоте выдерживать эстетику столовой.
6. Учителям, находить возможность в доступной, деликатной форме информировать детей о питании в домашних условиях.
Участие родителей и общественности в реализации программы «Здоровье». Родители должны помогать своим детям: - в овладении необходимыми знаниями и умениями в области сохранения здоровья; - в процессе организации ими учебной и досуговой деятельности; - в организации здоровья жизнедеятельности за рамками учебно-воспитательного процесса в лицее; - в борьбе с вредными привычками. Педагогические работники и родители должны знать вредные факторы и уметь исключить или минимизировать их отрицательное влияние на здоровье учащихся. Активизировать просветительскую работу по вопросам здорового образа жизни со всеми участниками образовательного процесса: - с родителями учащихся 1-9 классов – «Наркомания знак беды» (родительское собрание) - с педколлективом – «Антиалкогольное и антинаркотическое воспитание личности». Педагогическое мастерство учителя (семинар) - с учащимися – Ролевая игра «Жить со знаком плюс», «Конференция человеку нужен друг». Организовывать встречи с работниками здравоохранения.
Текущее планирование.
Для определения особенностей МОУ ООШ № 6 подготовить следующую информацию:
1. Объемные показатели школы (численность учащихся, педагогического и вспомогательного персонала, количество учебных классов (спортзал), размеры пришкольного участка и др. Ответственная Смирнова О.А.
2. Информационная среда школы ( выход в Интернет, различные способы связи, компьютерное обеспечение, возможность выписывать периодические издания, связь с другими школами и т.д.). Ответственная: Смирнова О.А.
3. Особенности географического положения школы. Архитектурные и ландшафтные особенности около школьного пространства, близость водоемов, транспортных узлов, жилых комплексов, промышленных, сельскохозяйственных, торговых предприятий и т.п. Ответственная: Бакина Т.В.
4. Качественные особенности школьного здания, его комфортность, уровень коммуникаций, теплообеспечение, возможности питьевого режима. Ответственный: Комаров А.Ю. 4. Особенности школьной территории, состояние двора, спортивных площадок. Ответственный: Комаров А.Ю.
5. Социальный состав родительской общественности, степень ее готовности к сотрудничеству. Ответственная: Комарова О.В.
6. Уровень компетентности педагогического коллектива, его возможные особенности. Ответственная: Басова С.А.
7. Совещание при директоре «Концепция здоровьесберегающего образования и воспитания». Ноябрь. Ответственная: Смирнова О.А.
Общешкольное родительское собрание «Семья и школа за сохранение здоровья детей».Февраль Ответственная: Басова С.А.
Совещание при директоре «Первые шаги школы в работе по программе «Здоровье». Январь. Ответственная: Басова С.А.
Образование и воспитание в области здоровья.
Цель: организация деятельности всех служб по обучению здоровью в школе. Здоровье в широком смысле этого слова выступает и как одна из целей в процессе получения образования, и как средство достижения «высокой гармонии», и как индикатор правильности выбора пути. Исходя из этого, необходимо проводить следующие занятия, используя уроки окружающего мира, природоведения, технологии, физкультуры, русского языка, биологии, математики, ИЗО, классных часах.