Концепция деятельности уполномоченного
по защите прав ребёнка
Девиз: « НЕ НАВРЕДИ»
Принципы деятельности Уполномоченного Институт уполномоченного не является ни законодательным, ни исполнительным , ни судебным органом и не заменяет их;
Уполномоченный независим и неподотчётен при осуществлении своих полномочий другим органам (например профсоюзному комитету или педагогическому совету, если по Уставу школы он не является органом самоуправления)и должностным лицам (руководителю образовательного учреждения, администрации школы);
Его деятельность не отменяет и не влечёт пересмотра компетенции других органов, его «оружие» - гласност , критика, авторитет; Назначается, как правило, представительным органом (Совет школы, Управляющий Совет, органом самоуправления);
Исполняет свои функции неформально, используя доступный, простой и понятный способ деятельности; Руководствуется не только правовыми нормами, но и правовыми принципами, моральными соображениями, идеалами справедливости и человечности;
Приоритетным направлением в деятельности Уполномоченного - является защита прав детей; Активно сотрудничает с администрацией образовательного учреждения, ищет компромиссы;
Активно работает со СМИ, обобщает результаты своей деятельности в ежегодных докладах на заседании органа самоуправления (Совет школы, Управляющий совет) Уполномоченный не наделяется новыми или какими-либо экстраординарными полномочиями, не подменяет деятельность классного руководителя, председателя методического совета или профсоюзной организации.
Его роль в том, чтобы привести в движение уже имеющиеся в арсенале правоохранительных органов средства правовой защиты;
Уполномоченный наделяется правом беспрепятственного доступа к детям, с целью выявления нарушений их прав, свобод и законных интересов, а также обращаться к администрации школы в целях получения необходимой информации и для устранения выявленных нарушений прав детей;
Важным принципом деятельности Уполномоченного является его инициативность в вопросах защиты прав ребёнка. Он должен не только реагировать на поступившие к нему обращения, но и сам выявлять случаи нарушений прав ребёнка, не должен оставлять ребёнка беззащитным;
Уполномоченный действует методом убеждения и гласности. Для этого требуется гибкость, твёрдость и непреклонность.
Требования к Уполномоченному Уполномоченный по правам участников образовательного процесса должен быть: Нейтральным: он не должен иметь личной заинтересованности в результате рассмотрения жалобы или расследования. Эта нейтральность не нарушается симпатиями к определённому человеку или части школьного коллектива. Всем предоставляются равные возможности изложить факты и свои мнения
Независимым: Уполномоченный не является частью какой-либо официальной процедуры рассмотрения жалобы. Ребёнок, обращающийся за помощью, может также предпринять другие шаги для разрешения своей проблемы. Позиции сторон не являются жёсткими, и проблемы могут быть часто разрешены проще, чем с применением официальных процедур.
Пользующимся доверием: Необходимо, чтобы школьный Уполномоченный не раскрывал личность людей, обратившихся за помощью или предоставивших ему информацию кому-либо без разрешения на то обратившегося лица. Эта конфиденциальность обеспечивает надёжную атмосферу, когда люди могут чувствовать себя в безопасности, обсуждая проблемы и заботы открыто, свободно и абсолютно без страх какой-либо мести. Если в целях разрешения проблемы требуется раскрыть личность обратившегося, Уполномоченный должен сообщить об этом данному лицу. И тот вправе выбрать: позволить ли раскрыть свою тайну или нет.
Иметь доступ к информации: школьному Уполномоченному необходимо иметь право доступа ко всей информации, затрагивающей права и интересы участников образовательного процесса, и право опрашивать людей. Этот доступ необходим для того, чтобы эффективнее собирать факты, касающиеся рассматриваемой проблемы.
Основные направления деятельности уполномоченного по защите прав ребёнка
1. Совершенствование форм и методов контроля над соблюдением конституционных прав несовершеннолетних на получение основного общего образования.
2. Изучение и пропаганда положительного опыта воспитания в семье.
3. Активизация деятельности органов самоуправления, с целью повышения эффективности и информационной прозрачности.
4. Обеспечение правовой и психологической поддержки ребёнка
Положение
об уполномоченном по защите прав ребёнка
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение об уполномоченном по защите прав ребёнка в общеобразовательном учреждении (далее Положение) разработано в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией РФ и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ивановской области.
1.2. Уполномоченный по правам ребенка в общеобразовательном учреждении (далее – школьный уполномоченный) может избираться независимо от форм собственности в порядке, предусмотренном данным положением.
1.3. Деятельность школьного уполномоченного направлена на реализацию основ государственной политики в области охраны прав и законных интересов ребенка, всемерное содействие восстановлению нарушенных прав детей.
1.4. В своей деятельности школьный уполномоченный руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией РФ, Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»от 24 июля 1998г. №124-ФЗ, нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ивановской области, общепризнанными принципами и нормами международного права, защищающими права и интересы ребенка, Уставом образовательного учреждения и настоящим Положением.
1.5. Школьный уполномоченный при принятии своих решений независим от органов и должностных лиц учреждения.
1.6. Деятельность школьного уполномоченного не противоречит функциональным обязанностям иных органов управления учреждением, не отменяет их и не влечет их пересмотра.
1.7. Деятельность школьного уполномоченного осуществляется на общественных началах.
1.8. Школьным уполномоченным может быть избран только совершеннолетний участник образовательного процесса: учитель, воспитатель, психолог, социальный педагог, родитель.
Участник образовательного процесса, занимающий в учреждении административную должность, не может быть избран уполномоченным.
1.9. Школьный уполномоченный избирается на общем собрании учащихся и может быть досрочно освобожден от обязанностей в случае подачи личного заявления о сложении полномочий, увольнения из учреждения, ненадлежащего исполнения своих обязанностей или иных причин.
Освобождение школьного уполномоченного от обязанностей осуществляется на общем собрании учащихся в порядке, предусмотренном п.2.2. настоящего Положения.
2. Выборы школьного уполномоченного
2.1. Порядок и процедура выборов школьного уполномоченного определяется настоящим Положением.
2.2. Школьный уполномоченный избирается общим собранием учащихся большинством не менее 2/3 голосов от общего количества голосующих.
2.3. Выборы школьного уполномоченного осуществляются прямым тайным голосованием.
2.4. В выборах участвуют учащиеся с 5 по 9 класс.
2.5. Выборы проводятся один раз в два года в ноябре месяце.
2.6. Дата выборов школьного уполномоченного определяется приказом директора учреждения.
2.7. Кандидаты на выдвижение в качестве школьного уполномоченного могут быть предложены классными коллективами либо осуществить самовыдвижение.
2.8. Для организации и проведения выборов школьного уполномоченного в учреждении создается избирательная комиссия.
2.9. Выдвижение кандидатур школьного уполномоченного и его доверенного лица осуществляется на классных собраниях.
2.10. Подготовка и проведение выборов школьного уполномоченног осуществляется открыто и гласно.
2.11. В специально отведенном месте учреждения помещаются информационные материалы о выборах за 7-10 дней до общего собрания.
2.12. Всем кандидатам на выдвижение в качестве школьного уполномоченного предоставляются равные права на ведение предвыборной агитации.
2.13. Предвыборная агитация проводится не более чем в течение двух недель до выборов и в различных формах:
собрания и встречи с учащимися и их родителями;
публичные дебаты и дискуссии между кандидатами в уполномоченные;
выступления в печатных органах и других информационных средствах образовательного учреждения.
2.14. Предвыборная агитация заканчивается за 2 дня до даты выборов.
2.15. Участники образовательного процесса имеют право вести агитацию за или против любого кандидата.
2.16. Кандидат может самостоятельно определять форму и характер предвыборной агитации.
2.17. Агитационные материалы должны содержать информацию о лицах, ответственных за их выпуск, и размещаться только в установленных администрацией местах.
2.18. Запрещается агитация, злоупотребляющая свободой слова и оскорбляющая или унижающая кандидата.
2.19. Начало деятельности школьного уполномоченного оформляется приказом директора учреждения.
3. Компетенция школьного уполномоченного
3.1. Школьный уполномоченный действует в пределах компетенции, установленной настоящим Положением; он не принимает управленческих решений, отнесенных к образовательному процессу и компетенции должностных лиц учреждения.
3.2. Основными целями деятельности школьного уполномоченного являются:
защита прав и законных интересов ребенка в учреждении;
формирование правового пространства в учреждении;
формирование правовой культуры и правового сознания участников образовательного процесса;
формирование личности, способной к социализации в условиях гражданского общества;
совершенствование взаимоотношений участников образовательного процесса.
3.3. Основными задачами школьного уполномоченного являются:
всемерное содействие восстановлению нарушенных прав ребенка;
профилактика нарушений прав ребенка;
оказание помощи родителям в трудной жизненной ситуации их детей, в регулировании взаимоотношений в конфликтных ситуациях;
содействие правовому просвещению участников образовательного процесса.
3.4. Школьный уполномоченный рассматривает обращения (жалобы) учащихся, но может принимать обращения и других участников образовательного процесса (учителей, родителей обучающихся), касающихся нарушения прав и свобод несовершеннолетних.
Не подлежат рассмотрению школьным уполномоченным обращения (жалобы), связанные:
с несогласием с выставленными оценками;
с несогласием с рабочим расписанием уроков и других вопросов, относящихся к компетенции должностных лиц учреждения;
с действиями и решениями государственных и муниципальных органов в сфере управления образованием.
Обращения по вышеуказанным вопросам могут направляться Уполномоченному по правам ребенка в Ивановской области.
3.5. Обращение (жалоба) должно быть подано школьному уполномоченному не позднее одного месяца со дня нарушения права заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об этом. Жалоба может подаваться как в письменной, так и в устной форме.
Школьный уполномоченный может отказаться от принятия к рассмотрению обращения, не относящегося к его компетенции, аргументируя отказ.
Школьный уполномоченный вправе заняться проблемой по собственной инициативе при наличии информации о нарушении прав учащихся, не способных самостоятельно отстаивать свои интересы.
3.6. С целью реализации задач своей деятельности школьный уполномоченный имеет право:
обращаться за помощью и консультацией к Уполномоченному по правам ребенка в Ивановской области;
посещать уроки, родительские собрания, совещания при директоре, заседания органов самоуправления учреждения, ученического самоуправления с предварительным уведомлением;
получать объяснения по спорным вопросам от всех участников образовательного процесса;
проводить самостоятельно или совместно с органами самоуправления учреждения, администрацией учреждения проверку факта нарушения прав, свобод и интересов ребенка;
заниматься решением проблем по собственной инициативе при выявлении факта грубых нарушений прав ребенка;
передавать обращение (жалобу) органу или должностному лицу, компетентному разрешить ее по существу, если на то есть согласие заявителя;
ставить перед руководителем учреждения вопрос о привлечении нарушителя (нарушителей) к дисциплинарной ответственности при установлении факта грубого нарушения правил внутреннего распорядка учреждения, либо унижения достоинства ребенка;
обращаться к администрации учреждения с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования по фактам выявленных нарушений при необходимости;
обращаться к Уполномоченному по правам ребенка в Ивановской области при не достижении соглашения или получения отказа одной из сторон конфликта о принятии его рекомендации;
направлять свои предложения и оценки по результатам изучения и обобщения информации о нарушении прав, свобод и законных интересов ребенка муниципальному органу, осуществляющему управление в сфере образования, Совету и администрации учреждения, Уполномоченному по правам ребенка в Ивановской области;
выступать с устным докладом на заседаниях Совета учреждения в случае систематических нарушений прав детей или унижения их достоинства;
выбирать себе помощников из числа учащихся и других участников образовательного процесса.
Помощники школьного уполномоченного осуществляют свою деятельность на общественных началах.
3.7. Школьный уполномоченный обязан:
проводить личный прием несовершеннолетних и их законных представителей, рассматривать их жалобы и заявления, оказывать практическую помощь;
принимать меры по устранению выявленного факта нарушения прав и законных интересов ребенка;
в случае конфликтной ситуации содействовать ее разрешению, в том числе путем проведения переговоров с участниками конфликта, внесения письменных рекомендаций, обращенных к сторонам конфликта и предлагающих меры для его решения;
осуществлять разъяснительную работу среди участников образовательного процесса учреждения о правах и законных интересах ребенка;
не разглашать ставшие ему известными в процессе выяснения сведения без согласия заявителя;
систематически повышать свою профессиональную компетентность по социально-правовым и психолого-педагогическим проблемам.
3.8. По окончании учебного года в срок до 10 июня школьный уполномоченный представляет Уполномоченному по правам ребенка в Ивановской области, руководителю муниципального органа, осуществляющего управление в сфере образования, совету и администрации учреждения доклад о своей деятельности с выводами и рекомендациями.
3.9. В процессе своей деятельности школьный уполномоченный взаимодействует:
с Уполномоченным по правам ребенка в Ивановской области;
с органами управления в сфере образования;
с органами опеки и попечительства;
с администрацией учреждения;
с педагогическим коллективом и социально-педагогической службой учреждения;
с органами самоуправления учреждения;
с учреждениями социальной защиты населения;
с правоохранительными органами;
с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав и законных интересов;
с правозащитными, общественными организациями.
4. Обеспечение деятельности школьного уполномоченного
4.1. Администрация учреждения вправе оказывать содействие деятельности школьного уполномоченного, создает условия для повышении ее эффективности.
4.2. Администрация учреждения не вправе вмешиваться и препятствовать деятельности школьного уполномоченного с целью повлиять на его решение в интересах отдельного лица.
4.3. Деятельность школьного уполномоченного осуществляется при содействии областных (муниципальных) органов, осуществляющих управление в сфере образования, органов социальной защиты населения, здравоохранения, Уполномоченного по правам ребенка в Ивановской области и общественных организаций, содействующих правовому и гражданскому образованию.
4.4. Администрацией учреждения могут рассматриваться варианты стимулирования школьного уполномоченного, не противоречащие действующему законодательству.
об уполномоченном по защите прав ребёнка
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение об уполномоченном по защите прав ребёнка в общеобразовательном учреждении (далее Положение) разработано в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией РФ и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ивановской области.
1.2. Уполномоченный по правам ребенка в общеобразовательном учреждении (далее – школьный уполномоченный) может избираться независимо от форм собственности в порядке, предусмотренном данным положением.
1.3. Деятельность школьного уполномоченного направлена на реализацию основ государственной политики в области охраны прав и законных интересов ребенка, всемерное содействие восстановлению нарушенных прав детей.
1.4. В своей деятельности школьный уполномоченный руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией РФ, Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»от 24 июля 1998г. №124-ФЗ, нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ивановской области, общепризнанными принципами и нормами международного права, защищающими права и интересы ребенка, Уставом образовательного учреждения и настоящим Положением.
1.5. Школьный уполномоченный при принятии своих решений независим от органов и должностных лиц учреждения.
1.6. Деятельность школьного уполномоченного не противоречит функциональным обязанностям иных органов управления учреждением, не отменяет их и не влечет их пересмотра.
1.7. Деятельность школьного уполномоченного осуществляется на общественных началах.
1.8. Школьным уполномоченным может быть избран только совершеннолетний участник образовательного процесса: учитель, воспитатель, психолог, социальный педагог, родитель.
Участник образовательного процесса, занимающий в учреждении административную должность, не может быть избран уполномоченным.
1.9. Школьный уполномоченный избирается на общем собрании учащихся и может быть досрочно освобожден от обязанностей в случае подачи личного заявления о сложении полномочий, увольнения из учреждения, ненадлежащего исполнения своих обязанностей или иных причин.
Освобождение школьного уполномоченного от обязанностей осуществляется на общем собрании учащихся в порядке, предусмотренном п.2.2. настоящего Положения.
2. Выборы школьного уполномоченного
2.1. Порядок и процедура выборов школьного уполномоченного определяется настоящим Положением.
2.2. Школьный уполномоченный избирается общим собранием учащихся большинством не менее 2/3 голосов от общего количества голосующих.
2.3. Выборы школьного уполномоченного осуществляются прямым тайным голосованием.
2.4. В выборах участвуют учащиеся с 5 по 9 класс.
2.5. Выборы проводятся один раз в два года в ноябре месяце.
2.6. Дата выборов школьного уполномоченного определяется приказом директора учреждения.
2.7. Кандидаты на выдвижение в качестве школьного уполномоченного могут быть предложены классными коллективами либо осуществить самовыдвижение.
2.8. Для организации и проведения выборов школьного уполномоченного в учреждении создается избирательная комиссия.
2.9. Выдвижение кандидатур школьного уполномоченного и его доверенного лица осуществляется на классных собраниях.
2.10. Подготовка и проведение выборов школьного уполномоченног осуществляется открыто и гласно.
2.11. В специально отведенном месте учреждения помещаются информационные материалы о выборах за 7-10 дней до общего собрания.
2.12. Всем кандидатам на выдвижение в качестве школьного уполномоченного предоставляются равные права на ведение предвыборной агитации.
2.13. Предвыборная агитация проводится не более чем в течение двух недель до выборов и в различных формах:
собрания и встречи с учащимися и их родителями;
публичные дебаты и дискуссии между кандидатами в уполномоченные;
выступления в печатных органах и других информационных средствах образовательного учреждения.
2.14. Предвыборная агитация заканчивается за 2 дня до даты выборов.
2.15. Участники образовательного процесса имеют право вести агитацию за или против любого кандидата.
2.16. Кандидат может самостоятельно определять форму и характер предвыборной агитации.
2.17. Агитационные материалы должны содержать информацию о лицах, ответственных за их выпуск, и размещаться только в установленных администрацией местах.
2.18. Запрещается агитация, злоупотребляющая свободой слова и оскорбляющая или унижающая кандидата.
2.19. Начало деятельности школьного уполномоченного оформляется приказом директора учреждения.
3. Компетенция школьного уполномоченного
3.1. Школьный уполномоченный действует в пределах компетенции, установленной настоящим Положением; он не принимает управленческих решений, отнесенных к образовательному процессу и компетенции должностных лиц учреждения.
3.2. Основными целями деятельности школьного уполномоченного являются:
защита прав и законных интересов ребенка в учреждении;
формирование правового пространства в учреждении;
формирование правовой культуры и правового сознания участников образовательного процесса;
формирование личности, способной к социализации в условиях гражданского общества;
совершенствование взаимоотношений участников образовательного процесса.
3.3. Основными задачами школьного уполномоченного являются:
всемерное содействие восстановлению нарушенных прав ребенка;
профилактика нарушений прав ребенка;
оказание помощи родителям в трудной жизненной ситуации их детей, в регулировании взаимоотношений в конфликтных ситуациях;
содействие правовому просвещению участников образовательного процесса.
3.4. Школьный уполномоченный рассматривает обращения (жалобы) учащихся, но может принимать обращения и других участников образовательного процесса (учителей, родителей обучающихся), касающихся нарушения прав и свобод несовершеннолетних.
Не подлежат рассмотрению школьным уполномоченным обращения (жалобы), связанные:
с несогласием с выставленными оценками;
с несогласием с рабочим расписанием уроков и других вопросов, относящихся к компетенции должностных лиц учреждения;
с действиями и решениями государственных и муниципальных органов в сфере управления образованием.
Обращения по вышеуказанным вопросам могут направляться Уполномоченному по правам ребенка в Ивановской области.
3.5. Обращение (жалоба) должно быть подано школьному уполномоченному не позднее одного месяца со дня нарушения права заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об этом. Жалоба может подаваться как в письменной, так и в устной форме.
Школьный уполномоченный может отказаться от принятия к рассмотрению обращения, не относящегося к его компетенции, аргументируя отказ.
Школьный уполномоченный вправе заняться проблемой по собственной инициативе при наличии информации о нарушении прав учащихся, не способных самостоятельно отстаивать свои интересы.
3.6. С целью реализации задач своей деятельности школьный уполномоченный имеет право:
обращаться за помощью и консультацией к Уполномоченному по правам ребенка в Ивановской области;
посещать уроки, родительские собрания, совещания при директоре, заседания органов самоуправления учреждения, ученического самоуправления с предварительным уведомлением;
получать объяснения по спорным вопросам от всех участников образовательного процесса;
проводить самостоятельно или совместно с органами самоуправления учреждения, администрацией учреждения проверку факта нарушения прав, свобод и интересов ребенка;
заниматься решением проблем по собственной инициативе при выявлении факта грубых нарушений прав ребенка;
передавать обращение (жалобу) органу или должностному лицу, компетентному разрешить ее по существу, если на то есть согласие заявителя;
ставить перед руководителем учреждения вопрос о привлечении нарушителя (нарушителей) к дисциплинарной ответственности при установлении факта грубого нарушения правил внутреннего распорядка учреждения, либо унижения достоинства ребенка;
обращаться к администрации учреждения с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования по фактам выявленных нарушений при необходимости;
обращаться к Уполномоченному по правам ребенка в Ивановской области при не достижении соглашения или получения отказа одной из сторон конфликта о принятии его рекомендации;
направлять свои предложения и оценки по результатам изучения и обобщения информации о нарушении прав, свобод и законных интересов ребенка муниципальному органу, осуществляющему управление в сфере образования, Совету и администрации учреждения, Уполномоченному по правам ребенка в Ивановской области;
выступать с устным докладом на заседаниях Совета учреждения в случае систематических нарушений прав детей или унижения их достоинства;
выбирать себе помощников из числа учащихся и других участников образовательного процесса.
Помощники школьного уполномоченного осуществляют свою деятельность на общественных началах.
3.7. Школьный уполномоченный обязан:
проводить личный прием несовершеннолетних и их законных представителей, рассматривать их жалобы и заявления, оказывать практическую помощь;
принимать меры по устранению выявленного факта нарушения прав и законных интересов ребенка;
в случае конфликтной ситуации содействовать ее разрешению, в том числе путем проведения переговоров с участниками конфликта, внесения письменных рекомендаций, обращенных к сторонам конфликта и предлагающих меры для его решения;
осуществлять разъяснительную работу среди участников образовательного процесса учреждения о правах и законных интересах ребенка;
не разглашать ставшие ему известными в процессе выяснения сведения без согласия заявителя;
систематически повышать свою профессиональную компетентность по социально-правовым и психолого-педагогическим проблемам.
3.8. По окончании учебного года в срок до 10 июня школьный уполномоченный представляет Уполномоченному по правам ребенка в Ивановской области, руководителю муниципального органа, осуществляющего управление в сфере образования, совету и администрации учреждения доклад о своей деятельности с выводами и рекомендациями.
3.9. В процессе своей деятельности школьный уполномоченный взаимодействует:
с Уполномоченным по правам ребенка в Ивановской области;
с органами управления в сфере образования;
с органами опеки и попечительства;
с администрацией учреждения;
с педагогическим коллективом и социально-педагогической службой учреждения;
с органами самоуправления учреждения;
с учреждениями социальной защиты населения;
с правоохранительными органами;
с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав и законных интересов;
с правозащитными, общественными организациями.
4. Обеспечение деятельности школьного уполномоченного
4.1. Администрация учреждения вправе оказывать содействие деятельности школьного уполномоченного, создает условия для повышении ее эффективности.
4.2. Администрация учреждения не вправе вмешиваться и препятствовать деятельности школьного уполномоченного с целью повлиять на его решение в интересах отдельного лица.
4.3. Деятельность школьного уполномоченного осуществляется при содействии областных (муниципальных) органов, осуществляющих управление в сфере образования, органов социальной защиты населения, здравоохранения, Уполномоченного по правам ребенка в Ивановской области и общественных организаций, содействующих правовому и гражданскому образованию.
4.4. Администрацией учреждения могут рассматриваться варианты стимулирования школьного уполномоченного, не противоречащие действующему законодательству.